Логотип гимназии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района

Верхнедонская гимназия

станица Казанская Верхнедонской район Ростовская область


Назад 

Итоговое сочинение

Все о выпускном сочинении

Сочинение (изложение) для выпускников текущего года является допуском к сдаче государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Регистрация участия в итоговом сочинении (изложении) выпускников текущего года осуществляется в гимназии.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся 11 классов МБОУ Верхнедонская гимназия подают заявление вместе с согласием на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Место подачи заявлений — МБОУ Верхнедонская гимназия, кабинет заместителей директора по учебно-воспитательной работе. Ответственный за прием заявлений — Попова Т.Н.

Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника

Согласие на обработку персональных данных

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря - 5 декабря 2018 года. Для повторно допущенных (получивших «незачет» или не явившихся по уважительной причине, подтвержденной документально) предусмотрены дополнительные сроки: первая среда февраля - 6 февраля 2019 года и первая рабочая среда мая - 8 мая 2019 года.

Сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, в которых обучаются выпускники текущего года. Для выпускников прошлых лет проведение сочинения будет организовано в местах, определяемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

Сочинение (изложение) начинается в 10.00 по московскому времени, продолжительность написания — 3 часа 55 минут (235 минут). Для лиц с ограниченными возможностями здоровья время написания сочинения (изложения) может быть увеличено на полтора часа.

При написании сочинения используются бланки, форматы которых определяются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем. Запрещено пользоваться текстами литературного материала (художественными произведениями, публицистикой и т.д.).

Итоговое сочинение (изложение). Бланк регистрации

Итоговое сочинение (изложение). Бланк записи

Проверку работ осуществляют эксперты, входящие в состав комиссий, создаваемых образовательными организациями. При этом к проверке могут быть привлечены и независимые эксперты.

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

Требование 1.«Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов — от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование 2.«Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  3. «Композиция и логика рассуждения»
  4. «Качество письменной речи»
  5. «Грамотность»

Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий 1.«Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий 2.«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий 3.«Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий 4.«Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий 5.«Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость
  • В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Сами темы сочинений размещаются на открытых информационных ресурсах (http://www.ege.edu.ru/ , http://rustest.ru/ , http://www.rcoi61.ru) в 09.45 в день проведения итогового сочинения.

    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
    1. Отцы и дети
    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
    2. Мечта и реальность
    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
    3. Месть и великодушие
    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
    4. Искусство и ремесло
    Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
    5. Доброта и жестокость
    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

    С результатами итогового сочинения (изложения) обучающиеся могут ознакомиться в МБОУ Верхнедонской гимназии. Время ознакомления с результатами - не более двух дней по завершении проверки.

    Факт ознакомления участников итогового сочинения (изложения) с результатами итогового сочинения (изложения) подтверждается их подписью в протоколе ознакомления с указанием даты ознакомления.

    Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

    Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) (для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) под подпись)


    Приказ об утверждении порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой аттестации в образовательных организациях на территории Ростовской области

    О внесении изменений в приказ минобразования Ростовской области от 17.10.2017 №754

    Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области "Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) 05.12.2018"

    Получить подробную информацию об Итоговом сочинении можно по адресам:

    http://ege.edu.ru/ru/classes-11/sochinenie/

    http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

    https://rcoi61.ru/itogovoe-sochinenie-izlozhenie-05122018.html


    Назад 

    © МБОУ Верхнедонская гимназия vdongimnaziya@yandex.ru